Начало рождественского поста

осипов

Ноябрь 29, 2012 Комментариев нет

«Кто ложный праведник? Это тот, например, православный, который ходит в храм, принимает Таинства, благотворит, соблюдает посты, никого не убивает, не грабит, не прелюбодействует, то есть исполняет всю внешнюю сторону церковной жизни — и видит эту свою «праведность», превозносится ею в своих чувствах, мыслях, а то и перед людьми, но своих внутренних страстей (гордости, тщеславия, зависти, неприязни к ближним, гнева, лицемерия и т. д.) — не замечает».

Алексей Ильич Осипов: «Посты – совершенно необходимы».

«Человек — это не душа и не тело, а душа и тело. Они между собою связаны, и не просто взаимодействуют друг с другом, но воздействуют друг на друга. Это элементарный факт, который совершенно очевиден. Недаром русская пословица говорит: «сытое брюхо к учению глухо». А к молитве оно тем более глухо. По этой причине Церковью изначала рекомендовались верующим на определенные сроки различные ограничения на пищу, на весь характер поведения, которые должны были помочь держать тело в подчинении ума, но никак не наоборот, чтобы оно не мешало христианину жить достойно и праведно. Ибо там, где тело преобладает над духом, трудно ожидать каких-то духовных успехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум… должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела». Эти ограничения в определенные дни и недели названы временами поста. И они касаются не только пищи, но не в меньшей степени и пустого времяпровождения, и разного рода развлечений, и супружеской жизни, и т.д. Это один из принципов духовной жизни, который известен многим религиям.

Почему идет процесс отторжения постов? Причина очевидна — это все большее порабощение современных людей плотью. Но еще в предпотопное время Бог произнес страшные слова: «Не может Дух Мой пребывать в этих человеках, потому что они плоть» (Быт. 6:3). Речь идет о тех, у кого плотские чувства, вожделения и стремление к наслаждениям полностью подавили всё духовное. Сейчас в бывших христианских народах идет активный процесс общего духовного ослабления и возвращения язычества, которое, как раз, и характеризуется, прежде всего, культом плоти.

В западном христианстве в настоящее время посты полностью упразднены. Это — яркое свидетельство окончательного плотского порабощения духа нашего западного соседа. Отсюда закономерно проистекает масса всевозможных бед, о которых пишет святитель Игнатий: «Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние…». В этой связи уместна русская пословица: «Серединочка сыта — кончики играют». И играют уже откровенно: узаконение содомизма и прочих форм разврата, прелюбодеяния, блуда и проч. Посмотрите, какая пропаганда безнравственности идет по телевидению! Совершенно утрачено понимание необходимости власти ума над плотью. Но борьба с постами несет в себе большую опасность для человека и общества в целом. 

Однако не нужно думать, что Православная Церковь является какой-то законнической организацией, и установленные ею посты требуют от верующего безусловного и неукоснительного их соблюдения вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Приведу пример. Великим постом по уставу нельзя есть даже рыбу. Но Патриарх Алексий I учащимся духовных школ в связи с их большой нагрузкой разрешил есть рыбу в определенные дни. И это не явилось нарушением православных норм жизни, поскольку было вызвано объективными обстоятельствами. Подобные же ослабления распространяются на людей, занятых тяжелой физической работой, больных, старых и т.д. Наша Церковь всегда призывает учитывать состояние человека, его здоровье, условия жизни, быта, работы».

Оставить комментарий