Супругов заставят делить имущество и детей без суда

195985-a7bbd-52737346--ueb040

Как стало известно «Маркеру», Верховный суд предложил Минюсту и Минэкономразвития расширить перечень споров, обязательных для рассмотрения в досудебном порядке. В их числе споры о расторжении брака, разделе имущества и детей, признании жилищных прав, увольнении, наследстве, моральном вреде и защите прав потребителей. Досудебные разбирательства могут стать условием подачи иска для 17% всех гражданских дел. Законопроект может открыть новый рынок потенциальным объемом в несколько миллиардов рублей. В таком плюсе будет недавно созданный институт посредников — медиаторов.

Жить дружно предложил Медведев

В декабре 2011 года в послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев сказал о необходимости увеличивать количество споров, которые рассматриваются в досудебном порядке. «Число судей на душу населения у нас примерно то же, что и в большинстве европейских стран. Но напомню, что дел российские судьи рассматривают гораздо больше, в десятки раз больше, прежде всего потому, что около 80% споров в этих странах разрешаются с помощью примирительных процедур… Надо … подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров», — сказал он.

Этим поручением занялись Минюст, Минэкономразвития и судебные инстанции — в частности, Верховный суд (ВС), возглавляющий систему судов общей юрисдикции. По информации «Маркера», в середине февраля ВС направил в Министерство юстиции результаты своей работы. ВС считает, что для реализации предложения Медведева Минюст и Минэкономразвития должны разработать изменения в законодательство о гражданском судебном процессе.

Семья, работа, жилье, наследство и честь

По мнению специалистов ВС, в список дел, по которым обязателен досудебный порядок урегулирования, должна попасть существенная часть семейных споров. В частности, речь идет о спорах о расторжении брака, разделе между супругами имущества, о месте жительстве ребенка, смене им фамилии, лишении родительских прав, а также об алиментах. 

Кроме того, до суда предполагается не доводить ряд категорий жилищных,  трудовых и наследственных споров плюс все дела, связанные с возмещением морального вреда. Также вне суда сначала нужно пытаться решать дела о защите чести и достоинства и споры о защите прав потребителей, считают в ВС.

По информации Верховного суда, в 2011 году судами общей юрисдикции рассмотрено свыше 2 млн дел по таким спорам, что составляет примерно 17% от всех гражданских дел. В ВС уверены, что эта мера поможет оптимизировать судебную нагрузку и сократить сроки судебного разбирательства. В Министерстве юстиции не смогли прокомментировать подробности разработки законопроекта.

Возможно, лучше увеличить число судей

Сейчас в российском законодательстве есть институт досудебного урегулирования споров – но он действует в некоторых разбирательствах между юридическими лицами, в арбитраже, рассказывает федеральный судья в отставке, заслуженный юриста Сергей Пашин. По его словам, при досудебном порядке рассмотрения спора истец должен доказать судье, что он пытался примириться с ответчиком.

На практике при рассмотрении дел физических лиц это может означать, что, например, в спорах между бывшими супругами истцу в суде нужно будет предоставлять копию заказного письма мужу или жене, на которое он не ответил, говорит Пашин. Поэтому он полагает, что если подобный законопроект будет принят, он сделает обращение в суд более трудным делом для простых граждан. «Подобный законопроект поможет разгрузить суды, поможет чиновникам. Но это нужно делать другими способами — например, увеличивать количество судей», — добавил Пашин.

Медиаторы оценивают свои перспективы

Профессионально занимаются решением споров в досудебном порядке медиаторы. В июле 2010 года юрист и президент Дмитрий Медведев внес в Думу и затем подписал пакет законов, направленных на создание института альтернативных способов урегулирования споров при участии независимых лиц — закон о медиации. По словам Пашина, институт медиаторов в данный момент существует, но находится в зачаточном состоянии.

Сами медиаторы считают, что в спорах между физическими лицами, особенно по семейным вопросам, медиация иногда просто необходима. «Сейчас мировые суды иногда пытаются подтолкнуть людей к медиации. Например, судья может сказать: «Я откладываю суд на месяц и разъясняю вам возможность обратиться к медиатору’». Это связано с тем, что есть моменты, где судья не может принять решение. Суды заинтересованы в том, чтобы в таких вещах люди договаривались сами», — говорит директор Центра медиации при Адвокатской палате Петербурга Евгений Семеняко. В качестве примера случаев, где судья бывает бессилен, эксперт назвал раздел мелкого имущества или домашних животных. Медиатор предлагает компромиссные решения, оставаясь независимым в конфликте, поясняет Семеняко.

По его информации, к примеру, в Санкт-Петербурге сейчас работает всего около 50 профессиональных медиаторов, в определении цен на свои услуги они ориентируются на минимальные ставки, которые утверждены адвокатской палатой для помощи гражданам. «Первая консультация бесплатная, дальше одна сессия переговоров стоит 1 тыс. рублей. Как правило, нужно не более трех встреч», — говорит Семеняко. По его словам, чтобы обязательная медиация не ограничивала право на суд, нужно внести в законопроект предельный срок для достижения договоренности — от 1 до 2 месяцев. Таким образом, можно оценить потенциал рынка: при 2 млн дел в год это от 2–3 млрд рублей в год. Реальные цифры наверняка поначалу будут меньше, но Семеняко замечает, что медиатор не станет за пару тысяч рублей делить многомиллионные состояния богатых супругов.

Оставить комментарий