Крушение новейшего российского лайнера в Индонезии заставит авиакомпании отказаться от его приобретения, полагают эксперты. Переговоры о закупках уже приостановили индонезийские авиаперевозчики
Москва. 10 мая. INTERFAX.RU
- Катастрофа российского «Суперджета» в Индонезии скажется на продажах новейшего российского пассажирского лайнера по всему миру. Такое мнение высказали эксперты рейтингового агентства Fitch Ratings.
Успех регионального самолета SSJ-100 особенно важен, так как он является первым из многих новых коммерческих лайнеров, которые планируется запустить на рынок. Катастрофа встанет в один ряд с трехлетней задержкой начала коммерческой эксплуатации «Суперджета», слабой первоначальной реакцией рынка на его появление, а также операционные сложности после эксплуатации лайнера в апреле прошлого года.
Переговоры о покупке «Суперджетов» уже приостановили авиакомпании Индонезии, на территории которой разбился лайнер. Как заявил в четверг агент индонезийской посреднической компании РТ Тримарга Рекатама, обсуждение закупок прервано до выяснения причин катастрофы российского самолета.
Напомним, что SSJ-100, выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, пропал с экранов радаров 9 мая во время полета в районе Джакарты. На борту были 45 человек — граждане пяти стран, в том числе восемь россиян — сотрудников компании «Сухой».
Представитель авиационной службы контроля воздушного пространства Индонезии сообщил, что связь с самолетом была потеряна, когда он находился в районе горы Салак. Незадолго до этого SSJ-100 запросил разрешение на снижение с высоты 10 тыс. футов (около 3 км) до 6 тыс. (около 1,8 км). Разрешение он получил и стал поворачивать направо и снижаться. По данным местных СМИ, полет проходил в условиях низкой облачности.
В четверг выяснилось, что SSJ-100 врезался в крутой склон горы Салак на высоте 5200 футов (1,6 км). Высота горы — около двух километров. Множество мелких фрагментов остались на склоне разбросанными на несколько десятков метров, часть обломков, судя по снимкам с места трагедии, упала вниз. Крупных фрагментов самолета на фотографии с места крушения не заметно. На фото видно, что лайнеру не хватило всего нескольких десятков метров, чтобы перелететь гору.
Гора Салак расположена в западной части главного индонезийского острова Ява в национальном заповеднике Гунунг-Халимун-Салак, она является частью горного хребта вулканического происхождения. На западном склоне стратовулкана Салак находится активный кратер Кавах-Рату.
В четверг было объявлено о возбуждении уголовного дела по катастрофе. Как заявил официальный представитель ведомства Владимир Маркин, в рамках расследования предстоит проверить процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России.
Кроме этого, по его словам, будет допрошен технический персонал, готовивший воздушное судно к полету, и представители компании «Гражданские самолеты Сухого», имевшие отношения к созданию самолета и подготовки его к эксплуатации.
Самолет, напомним, разбился во время второго демонстрационного полета в Индонезии. Первый прошел без происшествий. До потери связи никакой информации об отказе систем лайнера не было. SSJ-100 совершил около 500 полетов, общий налет — более 800 часов. Прошел все виды необходимой подготовки.
Группы индонезийских спасателей уже подошли к месту катастрофы, однако начать эвакуацию тел погибших удастся лишь в пятницу, пишет газета Jakarta Globe. Так, представитель индонезийской национальной службы спасения Гага Пракосо заявил, что эвакуация тел на вертолетах с места происшествия осложняется из-за плохих метеоусловий. «Эвакуация проходит в тяжелых условиях. Нам потребуется 12 часов для эвакуации по суше, а на вертолете этот процесс займет лишь 20 минут, однако из-за погодных условий пока это невозможно. Мы готовим взлетно-посадочную площадку для вертолета, и утром в пятницу, когда погода прояснится, мы сможем эвакуировать тела», — сказал он.
По словам Пракосо, спасатели поместят тела в специальные корзины, которые поднимет вертолет с помощью тросов. Затем тела доставят в столицу Индонезии Джакарту, где пройдет процедура опознания родственниками. «Я ничего не могу сказать про состояние тел. Высокоскоростной реактивный самолет, судя по всему, врезался в скалу, взорвался и развалился на части», — отметил он.
В четверг вечером стало известно, что к поисково-спасательной операции на горе Салак присоединятся российские спасатели. Ил-76 с 42 спасателями отряда «Центроспас» и вертолетом Bo-105 вылетит из Москвы в Джакарту в 02:00 в пятницу. По словам представителей МЧС, россияне обладают альпинистской подготовкой и экипированы необходимым снаряжением. Они примут участие в поиске бортовых самописцев и в других работах.
SSJ-100 совершал демонстрационное турне по шести странам восточной Азии, в результате которого менеджмент компании надеялся получить новые заказы на самолет. Пока размещены 170 заказов (шесть самолетов находятся в коммерческой эксплуатации), главным образом авиакомпаниями СНГ, и производственные мощности практически полностью загружены на ближайшие два года. Приток заказов в последние несколько лет был стабильным, однако количества приобретенных самолетов пока еще недостаточно для достижения точки безубыточности. Дальнейшие заказы за пределами СНГ крайне важны для успеха проекта.
оригинал материала наhttp://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=245032