11 мая. Interfax-Russia.ru
- Специалистам с помощью глубоководного аппарата «Пантера Плюс» удалось идентифицировать СТР «Аметист», пропавший в Охотском море в феврале 2011 года.
«Еще в и июне прошлого года гидрографическим судном Тихоокеанского флота в заливе Шелихова в 11 километрах от точки последнего позиционирования пропавшего траулера на глубине 245 метров был обнаружен подводный объект, напоминающий очертаниями «Аметист», — сообщила агентству «Интерфакс — Дальний Восток» в пятницу пресс-секретарь ФГУП «КамчатНИРО» Мария Варкентин со ссылкой на директора «КамчатНИРО» Олега Лапшина, который координирует поисковую операцию на борту НИС «ТИНРО».
«Тогда идентифицировать объект с помощью легкого подводного аппарата ФГУП «СахНИРО» не удалось из-за сильного течения и плохой видимости на глубине. Теперь же точно известно, что это именно «Аметист», — пояснила она.
Межведомственная комиссия завершила расследование аварийного случая с краболовом «Аметист»,
который исчез в Охотском море 11 февраля 2011 года.
Названы наиболее вероятные причины крушения судна.
В расследовании приняли участие специалисты службы капитана морского порта Петропавловск-Камчатский, морского спасательного подцентра, Северо-Восточного теруправления Росрыболовства, ФГУ «Севвострыбвод» и других организаций.
Перед тем как назвать причины ЧП, они приводят в своем акте следующую хронологию событий. СТР «Аметист» (владелец – ФГУП «КамчатНИРО») вышел в рейс в Охотоморье из Петропавловска 15 января 2011 года. Ему надлежало освоить промышленные квоты синего краба в Западно-Камчатской подзоне. Промысел осуществлялся при частых сильных ветрах, среди полей битого льда толщиной до одного метра и сплоченностью до 6-8 баллов.
Известно, что к 11февраля на «Аметисте» должно было оставаться не более 7-8 тонн топлива. В тех условиях это делало его очень уязвимым. Капитан судна Сергей Каменщик в радиотелефонных переговорах напоминал руководству КамчатНИРО о необходимости пополнить запасы горючего. Подход танкера был запланирован на 12 февраля. Но этот срок оказался слишком поздним.
В акте расследования приводятся последние сообщения С. Каменщика. Так, 10 февраля в 23.07 капитан судна «Николай Солодчук» Н. Огородник получил от него электронное письмо: «Иосифович, выручай, хоть сколько топлива, не дотяну до танкера, «ложит» на бок…».
В других сообщениях он указывал, что «Аметист» уперся в лед, машина не справляется, судно сносит по течению со скоростью 3 узла, при этом происходит сильное обледенение из-за постоянного заливания водой.
11 февраля С. Каменщик не вышел на капитанский час, с «Аметиста» перестали поступать судовые суточные донесения (ССД). В тот же день зам. директора КамчатНИРО по безопасности мореплавания на основании непроверенных данных сообщил в службу наблюдения за флотом ФГУ «Севвострыбвод» о том, что связь с «Аметистом» якобы есть у других судов. Но эта информация не подтвердилась.
12 февраля в 17.40, когда стало окончательно ясно, что с «Аметистом» случилась беда, в северо-восточную часть Охотского моря было передано аварийное сообщение о начале поиска этого судна.
Наиболее вероятной причиной исчезновения СТР «Аметист» межведомственная комиссия назвала потерю остойчивости, как следствие – опрокидывание судна и его затопление. Предполагается, что «Аметист» мог опрокинуться в положении «лагом» к волнению или «захвачен» попутной волной. События, вероятно, развивались стремительно, поэтому экипаж не успел подать сигнал бедствия, воспользоваться спасательными плотами и гидротермокостюмами.
Прямых виновников в исчезновении СТР «Аметист» комиссия не установила из-за отсутствия достоверных сведений о том, что произошло с судном. Однако она считает, что на развитие событий, которые привели к его предполагаемой гибели, повлияли действия капитана «Аметиста», гендиректора ФГУП «КамчатНИРО» и его заместителей.
В частности, по мнению комиссии, руководитель КамчатНИРО Сергей Коростелев не обеспечил контроль за своевременной бункеровкой СТР «Аметист», не дал распоряжение о прекращении промысла аварийным судном и укрытии его на время ожидания танкера. Его заместитель по безопасности мореплавания А. Ткаченко поздно обнаружил исчезновение «Аметиста».
Также отмечены упущения в работе различных служб. По итогам расследования им дан ряд рекомендаций. Вот некоторые из них. Группе наблюдения за флотом ФГУ «Севвострыбвод» и агентирующим компаниям – отработать практическое взаимодействие с Камчатским центром связи и мониторинга. Федеральному агентству по рыболовству – восстановить в морских промысловых экспедициях статус начальников экспедиций и промрайонов, разработать мероприятия по обеспечению регулярной связи судов с начальниками экспедиций и судовладельцами. Рыболовецким предприятиям – реагировать должным образом на несвоевременную подачу ССД и отсутствие на судах достаточного количества топлива.