Пока разоблачитель преступности во Внутренних войсках МВД мотает срок и подозревается в новом преступлении, разоблаченные им генералы и полковники с прежним рвением служат Отчизне
Ровно год назад Интернет взорвало обращение к высшим должностным лицам страны майора Внутренних войск Игоря Матвеева. Напомним, он критиковал командование за коррупцию, воровство и использование на закрытых территориях воинских частей труда нелегалов-гастарбайтеров. Но особенно всех впечатлила новость, что солдат воинской части в приморском селе Чугуевка кормят консервами для собак «Белка и Стрелка».
Задать бы сегодня Матвееву вопрос: стал бы он выходить в Интернет с громким разоблачением, если бы знал заранее, что в ответ получит по полной - обвинительный приговор суда (за то, что якобы избил подчиненного), лишение воинского звания «майор» и перспективу провести ближайшие три с половиной года на нарах? Спросить, однако, нельзя: встретиться с ним, ныне осужденным и подследственным по очередному уголовному делу, не разрешает ФCИН (Федеральная служба исполнения наказаний), а в зале военного гарнизонного суда, куда его периодически доставляют из владивостокского СИЗО, контакты с посторонними пресекает конвой.
Впрочем, узнав за минувший год, что за «фрукт» этот Матвеев, могу предположить, что бы он ответил: «Ни о чем не жалею, пойду до конца». Его представитель защитник Лидия Левина передала мне от Матвеева из СИЗО портфель документов общим весом килограммов пятнадцать. Добрая половина бумаг - аккуратные рукописные жалобы осужденного на военное следствие, военные суды и прокуратуру, заявления с требованием возбуждения уголовных дел в отношении тех, кто, как он считает, его оклеветал, подвел под приговор и заслуживает одного - скамьи подсудимых. В общем, верен себе, хоть за решеткой и в камере.
Еще Матвеев шлет без устали письма в различные правозащитные структуры и находит взаимопонимание. Так, на днях Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал свое заявление в защиту Матвеева и провел пресс-конференцию. Кроме того, оппозиция включила его в список российских политзаключенных. Узник совести - это с одной стороны. С другой, то есть там, где командование Внутренних войск МВД и вся военная юстиция - вырисовывается совершенно другой Матвеев: алкоголик, дебошир и сутяга.
|
- Не пойму, что за шумиха вокруг преступника? - раздражен сегодня судья Владивостокского гарнизонного военного суда Михаил Абрамович. Надевает мантию и идет на очередной процесс по очередной жалобе осужденного Матвеева в 304-й военно-следственный отдел ВСУ СК РФ по ТОФ.
Тот отдел в третий раз за последние полгода отказался возбудить уголовное дело по статье «клевета» в отношении бывшего командующего Восточным региональным командованием Внутренних войск МВД генерал-лейтенанта Виктора Стригунова (к слову, заметим, судья Абрамович, неожиданно для всех щелкнув по носу военное следствие, отменил его постановление об отказе привлечь высокого командира к ответственности, а материалы доследственной проверки вернул на доработку).
ГЕНЕРАЛУ ВЫГОВОР И… ПОВЫШЕНИЕ
Матвеев - уникум. Где это видано, чтобы осужденный и униженный лишением воинского звания офицер из-за решетки воевал с генералом? «Требую законного разбирательства!» - бомбит своими жалобами инстанции бывший майор-правдоруб. «Занимаемой должности соответствует в полном объеме», - не согласен «закопать» Стригунова главк и переводит генерала с Дальнего Востока командовать сибирскими Внутренними войсками. Говорят, это повышение, потому что в Сибири обширней контингент.
Как такой факт понимать? Клеветник - не Стригунов, а Матвеев? Тогда вопрос к главнокомандующему Внутренними войсками МВД России, генералу армии Н. Е. Рогожкину: если его подчиненный Стригунов молодец, как понимать суровый приказ № 310, который подписал он, главком, по горячим следам скандала с собачьим кормом и прочими «недостатками»? Там, в этом приказе, сплошь про то, во что превратились дальневосточные Внутренние войска и бригада, где служил Игорь Матвеев в 2010 — 2011 годах, когда ими командовал генерал Стригунов: «Шестикратный рост числа правонарушений… В 14 раз увеличилось количество преступлений общеуголовного характера, в 6 раз - с превышением должностных полномочий начальниками в отношении подчиненных, в том числе рукоприкладства - в 3 раза… Преступность среди офицеров возросла в 4 раза, прапорщиков - в 2 раза, солдат и сержантов - в 2 раза… Фальсификация материалов… Создание видимости благополучия…»
Тем приказом генерал-лейтенанту Стригунову и его подчиненным были объявлены выговоры. Штаб Восточного регионального командования в Хабаровске перетасовали, но никого в отличие от бедняги Матвеева не посадили. Разве что стрелочников отстранили от должностей. Сколько раз в связи с этим я слышала, что таким вот удивительным образом во Внутренних войсках произошло самоочищение, а значит, правдоруб ни при чем. А Матвеев лишь дискредитировал военную службу. Вынес «недостатки» и собачий корм «из избы».
- Мы проверили все помойки и не нашли ни одной вскрытой консервной банки. У нас более двухсот объяснительных, и нет ни одной, что кто-то ел собачьи консервы, - как мог, поправлял имидж внутренней службы на прошлогоднем суде по Матвееву генерал Стригунов.
|
СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ ДЛЯ СОЛДАТА-СРОЧНИКА
Мы писали об этой занятной истории в прошлом году. Но только сейчас среди килограммов бумаг из СИЗО
я нашла документ, где есть наконец ответ на вопрос: ели солдаты тот корм или нет? В «Информации ФСБ о нарушениях законности в воинской части» написано прямо: «На продскладе в/ч должно было находиться 4,5 тонны консервов «Говядина отварная тушеная в собственном соку». Однако фактически обнаружено 3111 банок собачьего корма. Недостача - 12 428 банок «Говядины…». Особое беспокойство вызывает выдача корма для собак для питания личному составу батальона, охраняющего важный государственный объект…»
Командованию очень хотелось доказать, что правдоруб ни при чем и что он не тот, за кого себя выдает. Дезавуировать Матвеева должен был специальный генерал-майор Игорь Горбач (бывший зам Стригунова, сейчас переведен с Дальнего Востока в другой регион). В прошлом году, когда суд решал судьбу майора, этот генерал был поистине вездесущ, и где бы ни возникал, всем предлагал папку с документами, изобличающими Матвеева как горе-служаку.
Суетились и непосредственные командиры: комбриг, полковник В. Султанбеков и начштаба, подполковник Ф. Маков. Правда, допустили оплошность. В приказе о нелегалах-гастарбайтерах, живших со своими кастрюлями и матрацами на территории закрытой воинской части, неосторожно указали, что сей возмутительный факт был обнаружен двумя майорами - Матвеевым и Г-вым, оперуполномоченным ФСБ. Но вскоре приказ подчистили, и в нем остался только один майор, тот, что из спецслужб.
Если бы не фраза из документа за подписью руководителя военно-следственного управления по ТОФ полковника В. Грунина: «Факты стали известны только после обращения майора Матвеева И. В.», фокус под названием «правдоруб ни при чем», можно сказать, удался. Сколько экс-майор ни размахивал в судах подлинником и подделкой вышеназванного приказа, так до сих пор и не доказал, что командиры совершили подлог.
И ЧТО ДАЛЬШЕ?
«Кто не напишет донос - закатаем в асфальт»
Матвеев не сдается. Пока не надеты наручники, сидит в своей камере и пишет свои жалобы и заявления. Не признает вины, и все тут!
Тех, кто предъявляет Матвееву обвинения, совсем не смущает, что в роли потерпевших, свидетелей и адвокатов выступает тот еще спецконтингент: солдат-дезертир, наркозависимый прапорщик, офицер, судимый за злоупотребления должностными полномочиями, юрист-взяткодатель… Машина военной юстиции не знает заднего хода. В отношении свидетелей, сказавших суду, что он никого не бил, потому что чтит устав и дорожит офицерской честью, возбуждены уголовные дела по статье «заведомо ложные показания». Первый из четверых - бывший оперуполномоченный ФСБ майор Олег Карасев - на днях осужден (штраф - 30 тыс. руб.) за то, что сказал: «Матвеев не бил своего подчиненного…»
Следующие на очереди - сказавшие слово в защиту Матвеева прапорщик Виктор Середенко, старший лейтенант Андрей Иванов, гражданин Иван Сорокин. Их склоняли ко лжи, угрожали, «по-хорошему» советовали не ходить в суд. Они не побоялись заявить об этом публично.
Слушаю аудиозапись, где одного из них командир обещает «закатать в асфальт», если тот не напишет донос на Матвеева. Это не кино про сталинские репрессии. Это апрель 2011-го, город Владивосток.