Москва. 2 октября. ИНТЕРФАКС-АНИ
Минэнерго будет требовать с нефтяных компаний, направляющим заявки на льготы по экспортным пошлинам для новых месторождений, не только данные о запасах, добыче и капитальных затратах, но и данные об аффилированности с «Газпромом» (РТС: GAZP), наличии объектов электроэнергетики и автомобильных дорог.
Проект информационной формы, заполняемой при подаче в Минэнерго заявления на льготу (имеется в распоряжении Агентства нефтяной информации), состоит из 5 форм-листов, каждая из которых будет разбиваться на детализирующие подпункты и таблицы. Формы заполняются на каждое месторождение отдельно.
Так, претендент должен указать название месторождения, даты предоставления информации и аффилированность с «Газпромом». Последний вопрос требует простого ответа: «да» или «нет».
Далее компания указывает данные по запасам нефти, газа, конденсата и попутного газа. Компания должна раскрыть общий объем добычи, объем товарной добычи нефти и газа, уровень производства попутного газа, объемы закачки газа в пласт и так далее. Отдельно указываются объемы продаж нефти на внутренний рынок и экспорт по годам, а также ценовые параметры: цены на нефти Urals, стоимость перевалки, фрахта, транспортировки в РФ и за рубежом, страхования и прочие.
Претендент должен указать, выплачивалась ли на данном месторождении уже пошлина по специальной ставке, за какой период и с какого объема нефти, существует ли льгота по НДПИ для данного месторождения и сколько лет действует данная льгота.
Минэнерго также запрашивает данные по удельным затратам на добычу нефти, ПНГ и газа. Компания должна предоставить информацию по историческим затратам и будущему плану капитальных затрат. При этом план должен включать расчетные показатели затрат на бурение, инфраструктуру, трубопроводы, обустройство кустовых площадок, затраты по утилизацию ПНГ. Если речь идет о шельфовых месторождениях то указываются и затраты на строительство платформ, системы добычи, отгрузки и хранения нефти, танкерный флот, вертолетное обеспечение и так далее. Отдельно компания должна рассчитать затраты на рекультивацию земель и систему ликвидации последствии аварии.
Компания должна направить в Минэнерго данные о количестве и стоимости добывающих и нагнетательных скважин, график строительства и стоимость трубопроводов и объектов обустройства месторождений. Отдельной графой проходят график строительства и затраты на объекты электроэнергетики и автомобильные дороги.
Итоговой графой является проверочная форма плана капитальных затрат, которая заполняется автоматически, принимая значения «Правда» или «ложь».
Одновременно Минэнерго разработало порядок подачи предложений о применении особых формул расчета ставок пошлин и проведения мониторинга данных.
Согласно проекту порядка, льготы будут предоставляться для месторождений, расположенных полностью или частично в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком АО, на российском Каспии и шельфе. Претендовать на льготы могут месторождения, степень выработанности которых не превышает 5%, а запасы по категории АВС1 и С2 больше 10 млн тонн. При этом Минэнерго предлагает не учитывать данные ограничения для месторождений, имеющих право на льготную пошлину на 1 августа 2012 года.
Компания-недропользователь должна обеспечить раздельный учет нефти. Внутренняя норма доходности проекта на весь период разработки месторождения, с учетом периода геологоразведки, не должна превышать 16,3%.
Порядок предписывает, что льгота предоставляется на каждое месторождение отдельно. При этом недропользователь должен предоставить в Минэнерго копии лицензии, проектно-технологической документации на разработку месторождения, решения Роснедр о согласовании данной документации и информационную форму.
После получения информации Минэнерго в течение 20 рабочих дней проводит анализ обоснованности применения льготной формулы расчета ставки и направляет свое решение на согласование в Минэкономразвития и Минфин. Ведомства в течение 14 рабочих дней проводят согласование. После этого Минэнерго направляет проект решения о предоставлении льготы или мотивированный отказ в специально созданную координационную комиссию, которая рассматривает данные и перенаправляет их в правительство. При этом комиссия указывает, сколько нефти может быть экспортировано с использованием льготной формулы расчета пошлины. На основе данных правительство принимает окончательное решение, предоставлять льготу по пошлине или нет. Срок рассмотрения материалов в правительстве не регламентируется.
Согласно порядку, Минэнерго обязано ежеквартально проводить мониторинг проекта разработки месторождения с учетом фактических и прогнозных данных о добыче, затратах и макроэкономических показателей. На основе мониторинга Минэнерго будет принимать рекомендации о сохранении или отказе в льготе, которые согласуются в Минэкономразвития и Минфином, затем выносятся на комиссию.
Кроме того, компании самостоятельно ежегодно не позднее 30 апреля предоставляют в Минэнерго скорректированные данные о добыче, запасах и затратах на месторождениях.
Увеличение операционных и капитальных затрат или уменьшение объемов добычи по сравнению с проектными значениями в последующих годах не учитывается при расчете техсхемы проекта и определении суммарного количества нефти, которое может быть экспортировано с применением льготной формулы расчета пошлины. Исключением могут стать только отклонения в затратах и добыче, «вызванные обстоятельствами непреодолимой силы».
Как сообщалось, министерство энергетики надеется до конца года утвердить новую методику предоставления налоговых льгот, прежде всего, по экспортной пошлине как для сухопутных, так и для морских нефтяных месторождений. Одновременно, ведомство выберет несколько проектов, которые могут получить данные льготы.
На текущий момент решение о предоставлении льготной ставки по пошлине принимает правительство, но четко прописанные механизмы их предоставлениях пока не утверждены.
Служба энергетической информации