«Наша цель — качественное образование на Дону»
На территории Ростовской области осуществляют образовательную деятельность более 3 тыс. 800 учреждений и организаций. В области образования их контролирует созданная в 2009 году региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор). Кроме того, ведомство также предоставляет услуги по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений.
О том, как региональные власти контролируют образовательную деятельность на Дону, в интервью агентству «Интерфакс-Юг» рассказала руководитель Ростобрнадзора Надежда Толстик.
- Надежда Владимировна, чем было обусловлено принятие решения о создании на региональном уровне самостоятельного контрольно-надзорного органа в сфере образования? Ведь до 2009 года эти функции осуществляло Минобразования Ростовской области.
- Прежде всего, для того, чтобы обеспечить эффективность государственного управления в сфере образования, необходимо четко разграничить полномочия по управлению образовательными учреждениями и функции по контролю их деятельности. Это можно сделать только в том случае, если есть такой орган исполнительной власти, который в полной мере независим в принятии решений от регионального органа управления образованием, являющегося, к тому же, и учредителем ряда образовательных учреждений. Такое организационное и функциональное разделение органов исполнительной власти соответствует и установленным на федеральном уровне приоритетам по обеспечению более качественного исполнения переданных субъекту РФ полномочий. В конечном счете, это помогает нам сформировать эффективную и прозрачную систему образования в регионе, позволяющую на должном уровне реализовать все потребности жителей Дона в образовании.
- Как можно охарактеризовать в целом эффективность осуществления Ростобрнадзором контрольно-надзорных функций?
- В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Ростобрнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю в области образования, который включают в себя функции по федеральному государственному надзору в области образования и федеральному государственному контролю качества образования.
Государственный надзор в области образования предполагает, в первую очередь, систематический контроль соблюдения законодательства образовательными учреждениями, выявление «провинившихся» и привлечение их к административной ответственности. Однако эта мера носит не столько карательный, сколько воспитательный характер; ее целью является, прежде всего, формирование правовой грамотности образовательных учреждений, осознание ими своей ответственности перед законом, государством и обществом.
По результатам осуществления данной функции в 2012 году на 54,5% снизилось количество образовательных учреждений, не исполнивших предписания об устранении нарушений в установленные сроки. Причина такого снижения кроется в том, что проводится активная работа по систематическому информированию образовательных учреждений, их руководителей об итогах деятельности Ростобрнадзора, о типичных нарушениях и мерах, принимаемых для их устранения. Такое информирование обеспечивается проведением методических совещаний, направлением информационных писем в адрес учреждений, консультированием и размещением информации на официальном сайте в сети Интернет. Именно такими методами воздействия (а ни в коем случае не штрафами) Ростобрнадзор стремится повысить уровень правосознания образовательных учреждений.
Параллельно с контролем соблюдения законодательства Ростобрнадзор осуществляет государственный контроль качества образования, важной частью которого является контроль за материально-техническим оснащением образовательного процесса.
По сравнению с предыдущими годами можно уверенно говорить о значительном улучшении оснащенности образовательных учреждений как в количественном, так и в качественном отношении.
Например, в число «лидеров» по уровню материально-технического обеспечения образовательного процесса среди школ, расположенных в сельских районах, по результатам проведенных сотрудниками Ростобрнадзора проверок, входят Зимовниковская СОШ N1, гимназия N1 Красносулинского района, СОШ N3 Мясниковского района, а также многие другие школы региона.
- Как Вы уже сказали, Ростобрнадзор осуществляет не только контрольно-надзорные, но и разрешительные функции в сфере образования. Что это за функции и каково их содержание?
- Кроме функций по государственному контролю и надзору, Ростобрнадзор также предоставляет различные госуслуги в области образования как юридическим, так и физическим лицам. В первую очередь это, конечно же, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, а также услуга по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
- Процедура получения лицензии — это довольно кропотливое дело для любого учреждения, ведь нужно не только создать все условия для организации обучения, но и собрать множество справок из различных ведомств, правильно сформировать необходимый комплект документов. Государственная аккредитация вообще, по сути, является своеобразным государственным экзаменом для образовательного учреждения. Произошли ли за последнее время какие-то изменения в части реализации этих процедур?
- Действительно, последние два года прошли под знаком непрерывного совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию переданных полномочий в сфере образования.
Вступили в силу новая редакция статей закона РФ «Об образовании», новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», положение о лицензировании образовательной деятельности и положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.
Данные изменения направлены на усовершенствование и упрощение процедур лицензирования и госаккредитации. В частности, в настоящее время сократились сроки предоставления услуги по лицензированию с 60 до 45 дней, сократился перечень предоставляемых документов, вместо лицензионной экспертизы введены внеплановые выездные или документарные проверки. В итоге средний срок проведения процедуры лицензирования образовательной деятельности сегодня составляет 35 дней, что значительно меньше аналогичных показателей прошлых лет.
Существенным аспектом стало предоставление бессрочных лицензий и признание бессрочными всех действующих лицензий, срок которых завершается после 3 ноября 2011 года.
Если же говорить о процедуре аккредитации, то федеральным законом «Об образовании» установлены новые сроки действия государственной аккредитации для различных типов образовательных учреждений: 6 лет для учреждений профессионального образования и 12 лет для общеобразовательных учреждений. Целый ряд типов образовательных учреждений исключен из перечня аккредитуемых образовательных учреждений. Например, это учреждения дополнительного образования, дошкольного образования, детские дома и некоторые другие.
Положением о госаккредитации определен четкий перечень документов, представляемый в аккредитационный орган, установлено, что экспертиза проводится по организации в целом и по каждому филиалу.
Очень важным является то, что на федеральном уровне наконец-то были утверждены и перечень показателей деятельности образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, и порядок аттестации экспертов в области проведения аккредитации, и, конечно же, административный регламент предоставления государственной услуги по государственной аккредитации.
Таким образом, радикальные изменения федерального законодательства привели к упрощению процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, и сегодня можно с уверенностью констатировать тот факт, что нормативно установленный порядок оказания государственных услуг по лицензированию и государственной аккредитации в сфере образования претерпел коренные и позитивные изменения.
- Наверное, изменилось не только законодательство, но и сам процесс организации работы?
- Конечно, постоянно реализуемые мероприятия по оптимизации процесса предоставления государственных услуг в этой сфере в полной мере обеспечивают соблюдение установленных законом сроков осуществления административных процедур.
Исполнение специалистами службы профильных функций не только в должной мере обеспечивает контроль функционирования образовательных учреждений строго в рамках имеющегося правового поля, но и позволяет решать актуальные проблемы, возникающие в реальной образовательной практике.
Как следствие, все образовательные учреждения, находящиеся на территории Ростовской области, реализуют образовательные программы при наличии лицензии на образовательную деятельность, также улучшилось качество подготовки документов и форм для прохождения процедуры лицензирования.
Сегодня около 30% образовательных учреждений, подающих документы на лицензирование, не имеют замечаний, и их документы сразу же принимаются в производство.
- Насколько востребована сегодня услуга по лицензированию образовательной деятельности?
- В настоящее время эта услуга очень востребована. Об этом свидетельствует тот факт, что с начала 2012 года выданы и переоформлены 763 лицензии, и это на 20% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
В первую очередь это связано с массовым лицензированием новых образовательных программ, что является следствием расширения спектра образовательных услуг, реализуемых в детских садах, в общеобразовательных учреждениях в виде кружковой деятельности, открытия специальных классов и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кстати, с начала 2012 года на территории области было открыто порядка девяти новых дошкольных образовательных учреждений, лицензии для них были оформлены в максимально короткий срок. Кроме того, в связи с необходимостью введения дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей массово открываются группы кратковременного пребывания дошкольников.
До конца года планируется открыть еще как минимум шесть-семь новых детских садов, и для них также потребуется оперативно оформить лицензии, чтобы с 1 января 2013 года они уже могли начинать работать с детьми.
Причиной роста количества обращений за переоформлением уже действующих лицензий является проводимая в области оптимизация сети общеобразовательных учреждений, увеличение в 2011-2012 учебном году количества начальных и основных общеобразовательных школ, а также филиалов общеобразовательных учреждений в сельских территориях.
- А если говорить об учреждениях профессионального образования (техникумах, колледжах), как обстоят дела с лицензированием у них?
- В целях выполнения мероприятий областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» в региональной системе профессионального образования осуществляется масштабная реструктуризация учреждений начального и среднего профессионального образования. Идет процесс объединения учреждений начального профессионального образования путем их слияния, укрупнения или присоединения к учреждениям среднего профессионального образования. Таким образом, создаются многоуровневые учебные заведения.
В части реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования» по оптимизации структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка труда восемь образовательных учреждений начального профессионального образования изменили свой государственный статус.
На основании распоряжения правительства РФ в начале 2012 года 24 образовательных учреждения среднего профессионального образования, находящиеся в федеральном подчинении, были переданы в ведение Ростовской области, в связи с чем в отношении каждого из них Ростобрнадзором в максимально сжатые сроки были проведены процедуры переоформления лицензий.
Введение в действие федеральных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, введение новых специальностей и направлений подготовки рабочих кадров также послужило причиной обращения в Ростобрнадзор руководителей образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной подготовки, за получением или переоформлением лицензий.
- В каком направлении идет развитие негосударственного сектора образовательных услуг?
- Проблема дефицита квалифицированного персонала в целом в России становится все острее, кроме того, сокращается численность трудоспособного населения. Негосударственные образовательные учреждения наиболее оперативно и чутко реагируют на потребности рынка и стараются организовать обучение наиболее востребованных специалистов.
С начала 2012 года Ростобрнадзором были выданы лицензии 34 негосударственным образовательным учреждениям, реализующим программы профессиональной подготовки и дополнительные профессиональные программы.
На сегодняшний день, исходя из имеющихся данных, можно говорить о том, что наиболее востребованными профессиями являются трактористы, асфальтоукладчики, каменщики, сварщики, парикмахеры, продавцы и т.д.
В этой связи лицензирование программ в негосударственных образовательных учреждениях и структурных образовательных подразделениях организаций осуществлялось по профессиям в сфере обслуживания, а также по таким рабочим направлениям, как слесарные, механосборочные и сварочные работы, различные работы, связанные со строительством.
В последнее время наметилась тенденция открытия специализированных образовательных подразделений на базе крупных промышленных и производственных предприятий. В качестве примера можно привести такие компании, как ОАО «Донречфлот», ЗАО «Южтехмонтаж», Новочеркасский электровозостроительный завод и целый ряд других.
По-прежнему востребована подготовка водителей, особенно в таких районах и городах области, как Волгодонск, Таганрог, Шахты, Новочеркасск.
- В прошлом году Ростобрнадзор начал оказывать новую услугу по проставлению апостиля на документах об образовании. Каково содержание этой услуги и кто является ее получателем?
- Ростобрнадзор осуществляет подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях посредством проставления апостиля с апреля 2011 года. Несмотря на то, что на территории Ростовской области эта услуга предоставляется относительно недавно, следует отметить высокий интерес к ней, ведь теперь граждане могут обратиться за оказанием этой услуги непосредственно по месту своего нахождения.
Востребованность этой процедуры для граждан вызвана тем, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории России, могут быть использованы на территории другого государства, как правило, только после их легализации в установленном порядке. В настоящее время получили распространение два способа такого удостоверения: консульская легализация и проставление апостиля. Проставление апостиля — это упрощенная процедура легализации иностранных официальных документов, осуществляемая в соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 года.
Документ, подтвержденный посредством проставления апостиля, признается в 117 странах мира, ратифицировавших Гаагскую конвенцию.
В качестве получателей данной услуги выступают как граждане Российской Федерации, выезжающие за границу, так и иностранные граждане, получившие образование в России, которым необходимо легализовать документ об образовании для его использования в своей родной стране.
Особо следует отметить интерес к услуге подтверждения документов у иностранных граждан, получивших высшее профессиональное образование на территории области. Так, количество заявлений иностранных граждан, представивших для подтверждения документы об образовании, с начала 2012 года составило 71, из них подавляющее большинство — это заявления выпускников Ростовского государственного медицинского университета и Южного федерального университета. Также за услугой обращались иностранные студенты, выпускники Донского государственного технического университета и Южно-Российского гуманитарного института.
Активная работа проводится и по повышению качества оказания данной услуги. Так, по итогам мониторинга качества предоставления государственной услуги, за 8 месяцев 2012 года средняя фактическая продолжительность оказания услуги по подтверждению документов об образовании составила 20 дней, что в 2 раза меньше нормативно установленного срока.
В заключение отмечу, что минимизация сроков, а также повышение качества, прозрачности и доступности оказания государственных услуг остается одним из приоритетных направлений деятельности Ростобрнадзора на ближайшую перспективу. Но уже сегодня Ростобрнадзор стал тем независимым органом исполнительной власти, который в полной мере соответствует установленным на федеральном уровне приоритетам инновационного развития системы образования.