День памяти Зиновия Высоковского

высоковский зиновий

Ноябрь 28, 2012 Комментариев нет

Высоковский Зиновий Моисеевич

Родился 28 ноября 1932 года в Таганроге.
В 1956 году получил диплом инженера в Таганрогском радиотехническом институте.
В 1961 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс В.А. Этуша.
Работал в Театре миниатюр и в Театре Сатиры, который покинул в 1987 году после смерти Андрея Миронова. Выступал на эстраде как юморист.

Телезрителям запомнился как пан Зюзя из «Кабачка 13 стульев». 
В последние годы выступал на сцене Театра Антона Чехова.

Народный артист России (24.10.2003).

Ушёл из жизни ночью 3 августа 2009 года в Боткинской больнице Москвы. Похоронен артист 6 августа на Ваганьковском кладбище (участок № 25).

 

Говорят, в начале 90-х радиожурналист спросил ВЫСОКОВСКОГО, почему он не уезжает за границу. Тот пояснил: «Однажды такой же вопрос задали Хазанову, который сказал, что не покинет страну, в которой 300 миллионов его любят. А я отвечу так: не уеду потому, что люблю этих 300 миллионов».
Это интервью «пана Зюзи» — замечательного актера Зиновия Высоковского мы так и не успели опубликовать при его жизни. 

- Родился я на берегу Азовского моря в славном Таганроге 28 ноября. В один день с Фридрихом Энгельсом, но чуток попозжее его, в 1932 году, — шутил Высоковский. — Сей факт сердце никак не согревает, но все-таки какой-то «Анти-Дюринг» в этом присутствует.
Когда мне присвоили звание народного артиста России, друзья пошутили: «Наконец-то награда нашла своего героя. Историческая справедливость восторжествовала». Люлек стал народным героем уже официально. Хотя и без этого серьезного обстоятельства любовью публики я никогда обижен не был. Аркадий Арканов в семидесятые годы написал на меня такую эпиграмму:
Какая песня без баяна?
Какой ботинок без шнурка?
Какая Марья без Ивана?
Какой пан Зюзя без Люлька?
Эти персонажи, хотел я этого или нет, стали жить какой-то своей отдельной от их прародителя жизнью. И живут до сих пор.

С внучкой Соней
С внучкой Соней

 

«К стенке прислонютый»

- Откуда взялось странное имя Люлек?
— Это же уменьшительное от Юлии. В образе «случайного человека» я частенько появлялся на «Голубом огоньке» и в популярнейшей радиопередаче «С добрым утром!» Монолог «Люлек из вытрезвителя» гулял вместе со мной по нашей большой и прекрасной стране. А без меня — даже на орбите. Петр Климук как-то выдал моей дочери соответствующую расписку: «Кате с пожеланиями успехов в учебе. Мы, космонавты, очень благодарны вашему папе за то, что в течение 63-х суток переносили вместе с Люльком полет». С первыми космонавтами я дружил. Они «завязывали» с Люльком в космосе и «развязывали» со мной на Земле.
- Некоторые высказывания вашего персонажа стали хрестоматийными…
- Имеете в виду «Тимирязиський», «мацацикл», «к стенке прислонютый», «ну как там в Греции» и другие? Рождалось это все как-то спонтанно. Мой персонаж произносит телефонный монолог, суть которого, в общем-то, неприхотлива: подвыпивший интеллигент звонит 9 марта жене из Тимирязевского вытрезвителя. Позже появилась целая серия похождений этого персонажа, например, «Люлек из ГАИ», «Люлек на рыбалке». Мой герой, как тогда любили говорить, двигался в ногу со временем.

Премия
Премия «Золотой Орел»-2009: ВЫСОКОВСКИЙ с внучкой

К примеру, была такая сценка — Люлек квасил за рулем и попал: «Компания распалась… Окончательно… Кто где… Кого куда… Меня сюда… Ошибаисся, Люля… Я не сидел за рулем… Я лежал, за рулем… Он подошел… А-ф-тоиспектр… В форме… Вечно без денег… Открывает дверь: «Ну-ка, бляндамед, дыхните!» «Сам ты, — говорю, — бледный мент. Дыхнуть, я, конешно, могу, но будет ли это культурно с моей стороны?» Я все-таки дыхнул… Он упал… А потом я на него выпал… Люлек, говорить больше не могу: меня дуть несут… В одно место… Ц-у-л-у-ю!!!»
- Судя по отменному чувству юмора и темпераменту, Высоковский до сих пор в строю?
— Всю жизнь придерживаюсь слов моего великого земляка Антона Павловича Чехова: «Будь человек хоть семи пядей во лбу, но если у него нет чувства юмора, он — дурак».
Если меня спросят, кого и что больше всего на свете не люблю, с радостью отвечу: «Дилетантов!» Лично я никогда не лезу в такие дела, в которых ни черта не понимаю. Когда мой папа, главный бухгалтер кирпичного завода, узнал, что сын, только что окончивший школу с золотой медалью, решил поступать в театральное училище, то сказал маме: «Откуда это у него? В нашей семье никогда не было шаромыжников и босяков. Вот до чего доводит эта проклятая самодеятельность!»
Отец был прав: самодеятельность доводит до трагедий. Поэтому ялюбителей не люблю.

Ведущий детской телепередачи
Ведущий детской телепередачи

 

Цензура «Кабачка»

- Как в «Кабачке 13 стульев» появился Пан Зюзя?
- «Кабачок» вышел на телеэкраны в 1966 году. В театр «Сатиры» я пришел годом позже и тут же получил приглашение занять один из тринадцати стульев в знаменитом телевизионном кафе. К первому появлению в кадре написал себе монолог человека, абсолютно неприспособленного к жизни. Имя «пан Зюзя» — плод моей фантазии. Появилось оно из двух источников. В детстве, живя в Таганроге, я дружил с представителями маленького, очень красивого и доброго народа — ассирийцами. Самое актуальное слово какое? Деньги! Так вот по-ассирийски оно звучит, как зузи. Похожее слово есть и в русском языке — зюзя. Никто толком не может объяснить, кто это такой, но это слово русскому человеку говорит о многом.

Пан Зюзя
Пан Зюзя

- Жалеете, что «Кабачка» сегодня нет?
— Когда его закрыли, телевидение завалили мешками писем. Не поверите, я получаю их до сих пор. Никакие сегодняшние сериальные герои рядом с нашими кабачковскими даже близко не валялись.
- Говорили, будто передачу закрыли в связи с политическими событиямив Польше?
— Тихо и тайно ее прикрыли в 1980 году. Кто? Неизвестно по сей день. В ней завуалировано, устами польских панов и паночек высмеивались и строй, и пафосные советские замашки. Но никаких проблем по поводу польской «Солидарности» у нас не возникало. Любопытный факт: первые свои звания артисты «Кабачка» получили от Польской Народной Республики. В посольстве при вручении нам званий заслуженных деятелей польской культуры, их министр сказал: «Нас часто спрашивают, не обижаемся ли мы, что в СССР по телевидению идет передача, в которой паны и пани выглядят немножко балдами? Мы не обижаемся. Потому что понимаем: если по вашему Центральному телевидению скажут: «Товарищ Директор – дурак», то это как-то неудобно. А когда звучит «пан Директор», то это вроде не у вас. Но всем понятно, о чем речь».
- Правда, что передачу любил сам Брежнев?
— Руководитель тогдашнего телевидения, всесильный товарищ Лапин, постоянно искал повод, чтобы передачу прикрыть. Как-то под Новый год неожиданно объявляет: «Кабачка» больше не будет. На приеме в Кремле Леонид Ильич Брежнев подошел к нему с вопросом: «Лапин, вот супруга моя спрашивает, когда будет новогодний «Кабачок»? Тот аж посинел. На запись артистов вытаскивали кого с гастролей, кого с концертов , кого откачивали от пьянок. И новогодний выпуск состоялся! Правда, писали и переписывали нас по тысяче раз. Цензура лютовала!

ВЫСОКОВСКИЙ в фильме
ВЫСОКОВСКИЙ в фильме «Живые и мертвые»

 

Дружил с Высоцким

- Запомнилась ваша роль в фильме Столпера «Живые и мертвые» — военного фотокорреспондента Мишки.
— Это моя первая роль в кино. И она сразу вошла в классику фильмов о Великой Отечественной войне. Меня там убили в ромашках. На картине я впервые встретился с Толей Папановым. Потом был серьезный двухсерийный фильм «Друзья и годы», где мы с Юрой Яковлевым и Сашей Гравве играли главные роли. Но кино закончилось, когда я впервые произнес в «Кабачке» слова: «Добрейший всем вечерочек». Это странно, но никому из артистов, снимавшихся в телеспектакле, не удалось сделать карьеру в кино. Разве только колоритному пану Цыпе, которого изображал Георгий Вицин. Вот кто меняться умел. Никому ничего не говоря, великий и хитрый Гоша пришел как-то на съемки в чужом парике и очках и стал почти неузнаваемым. По крайней мере, не таким, каким его уже привыкли видеть в кино.
- Известно, что вы дружили с Высоцким.
— Однажды его сын Аркадий сказал: «В этой свистопляске воспоминаний жду не дождусь, когда умрет последний «свидетель». Отец своими песнями сам все сказал. Ничего нового уже не добавит никто!». И это правда. В творчестве Высоцкого есть и про прошлое, и про настоящее, и про будущее. Его рукой водил Бог.
Мне выпало счастье хорошо знать его, плотно общаться, лихо пить, трудно работать, слушать вживую. Как назвать наши отношения… Высоцкий иногда говорил, что у нас с ним одинаковый резус крови. Его друзьями были те, кого он сам считал таковыми. Дружба для Володи была понятием круглосуточным. Человеком он был штучным. И то, что делал на сцене, экране, о чем и как писал, до сих пор необъяснимо… Я других таких творцов просто не знаю.
- Высоцкий катал вас когда-нибудь на своем Мерседесе?
— В его «мерсе» я, конечно, ездил. И сам его не раз подвозил. Как-то проезжаю на новой машине мимо французского посольства. Вижу — стоит Володя. Торможу. Он садится в машину: «Поедем ко мне на Грузинскую, обмоем твой новый тарантас». Обмыли так, что я домой пешком еле-еле добрался. А тачку бросил у Высоцкого.
Вспоминаю, когда после премьеры «Гамлета» мы вместе вышли из театра и увидели на капоте его нового серебристого Мерседеса нацарапанную гвоздем надпись: «Мы тебя любим, Вова! Молодец!». Он заплакал: «Не могу понять, как может подняться рука на такую красоту?»
- Почему вы ушли из прославленного театра «Сатиры»?
- Проработал там с 1967 по 1988 год. А ушел, чтобы остаться в профессии. Отправился, как говорится, в свободный полет. Случилось это через пять месяцев после ухода из жизни Анатолия Папанова и Андрея Миронова. В те страшные дни «Сатиру» называли домом, где разбиваются сердца…

Начал работать в антрепризах. Объездил весь мир, потому что стал принадлежать только самому себе. Отпрашиваться ведь ни у кого не было нужно. Я стал свободным…

Оставить комментарий