Шведской компании не помешала ни заморозка нового строительства, ни активное развитие конкурентов
Крупнейшие владельцы торговой недвижимости откроют по итогам 2012 г. около 3,7 млн кв.м новых помещений и увеличат площадь своих магазинов и торговых центров на 21,8% до 20,7 млн кв.м, подсчитал отраслевой издательский дом Retailer. Активное строительство новых торговых центров девелоперами и покупка недвижимости розничными сетями тем не менее не внесет изменений в расстановку сил среди крупнейших игроков.
Рэнкинг «Топ-50 крупнейших владельцев торговой недвижимости в 2012 г.» вновь возглавило ООО «ИКЕА мос», владеющее 14 торговыми центрами «Мега», у которого 2,18 млн кв.м торговых площадей. За ним следуют девелоперская группа «Ташир» с 1,4 млн кв.м торговых центров, третий — краснодарский ритейлер «Магнит», у которого, по оценкам ИД Retailer, в собственности будет 1,03 млн кв.м торговой недвижимости на конец года.
Потеснить ИКЕА с первого места не смогли ни девелопер «Ташир», который построил семь торговых центров, ни ритейлер «Магнит», открывший больше 1000 магазинов (собственные торговые площади ритейлера увеличатся на 184500 кв.м, по оценкам ИД). Не сыграло роли и то, что шведская группа не открывала новых торговых центров в уходящем году и не заявляла о строящихся. Компания в среднесрочной перспективе решила сосредоточиться на реконструкции существующих ТЦ «Мега» и строительстве отдельно стоящих магазинов IKEA в Москве, говорит представитель российского офиса IKEA Мария Тихонова. Для отдельных магазинов площадки в Москве компания пока не нашла. Пока развитие сети в столице не сдвинется с мертвой точки, компания не намерена строить новые торговые центры «Мега» в регионах, говорил директор IKEA Shopping Centres Russia Пер Вендшлаг в конце 2011 г. Реконструкция подразумевает ремонт торгцентров и ротацию арендаторов — смену малоэффективных арендаторов на новые бренды, говорит Тихонова.
«Меги» очень востребованы арендаторами, ритейлеры хотят там работать, а «ИКЕА мос», как крупнейший владелец торговой недвижимости, получает возможность диктовать арендаторам условия работы, говорит начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская. «Компания, например, жестко запрещает своим арендаторам открывать аналогичный магазин в радиусе 5 км от “Меги”. Они первыми на рынке перешли на рублевые контракты и первыми — на процент от оборота [в качестве платы за аренду], при этом жестко прописали в контракте, что арендатор обязан раскрывать им свои продажи», — рассказывает она.
Работать с ИКЕА сложно, договоры содержат жесткие требования, подтверждает гендиректор сети LeFutur Александр Осадчий. В регионах торговые центры «Мега» не так популярны, как в Москве, но, чтобы попасть в московский торговый центр, надо заключить договоры на несколько региональных, говорит Осадчий. Условия «ИКЕА мос» можно назвать жесткими, но они справедливые, считает представитель компании «Модный континент» (сеть Incity). Компания, рассказывает он, регулярно мониторит рынок и посещаемость и арендные ставки в ее торговых центрах всегда адекватны трафику, тогда как с другими владельцами недвижимости приходится часто вести переговоры о приведении ставок в соответствие с покупательскими потоками, которые генерирует объект.
Девелоперы строят торговые центры и развиваются в регионах медленнее, чем растут потребности крупнейших ритейлеров в новых площадях, признается представитель розничной сети «О’кей» Артем Глущенко. Поэтому, говорит он, компания не только арендует площадки под гипермаркеты, но и активно строит собственные здания. «О’кей» занимает 13-ю строчку рэнкинга с 497900 кв.м. За этот год компания открыла, по оценке Retailer, 89800 кв.м. «Магнит» развивается преимущественно в небольших городах, так что покупка участков и строительство — это скорее вынужденная мера, говорит представитель «Магнита» Олег Гончаров.
http://www.vedomosti.ru