Interfax-Russia.ru
ОАО «Курорты Северного Кавказа» продолжает бороться за создание региональной авиакомпании. Для ее формирования необходима помощь государства.
В этом году ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) начало обсуждать с властями создание регионального авиаперевозчика. При этом компания планирует создать все условия для того, чтобы он перевозил пассажиров на курорты Юга и Северного Кавказа дешевле, чем конкуренты.
«Курорты Северного Кавказа» уже представили в правительство РФ концепцию создания нового лоукостера (авиакомпания, билеты которой дешевле, чем у других авиаперевозчиков). Она будет не только обеспечивать туристические перелеты, но и восстановит региональное авиасообщение между субъектами СКФО, рассказал «Интерфаксу» советник председателя совета директоров КСК Федор Щербаков.
Основать авиакомпанию «с нуля» за счет бизнес-инвестиций невозможно, поэтому «Курорты Северного Кавказа» просят государство поучаствовать хотя бы в первом этапе ее создания. По расчетам КСК, необходимый объем госинвестиций на начальном этапе составит 6,2 млрд рублей.
По словам советника председателя совета директоров КСК, эксперты подсчитали, что россияне готовы потратить на двухнедельный отпуск 50-60 тыс. рублей на человека. Учитывая стоимость перелета из городов России на Северный Кавказ, сегодня добиться такой цены путевки на курорт Северного Кавказа практически невозможно.
«Единственная возможность — создать лоукост-компанию и продавать пакетные туры. Авиакомпания в этой конструкции — не самоцель, а средство для организации доступного отдыха. Лоу-кост был бы придатком к курорту. Так родилась идея региональной авиакомпании-лоукостера», — пояснил Федор Щербаков.
Кроме того, с появлением недорогой авиакомпании, летающей на внутренних авиалиниях, местные жители смогут летать в соседние регионы напрямую, а не через Москву.
«Ведь когда люди общаются друг с другом, знакомятся с культурой, это увеличивает мобильность и толерантность населения. Отсутствие активных транспортных коридоров внутри страны — проблема гораздо более серьезная, чем кажется на первый взгляд. Но сейчас почти все региональные авиакомпании на юге России обанкротились», — рассказал в интервью«Ведомостям» председатель правления КСК Ахмед Билалов.
По словам Федора Щербакова, компания «Курорты Северного Кавказа» изучила опыт других стран в создании лоукоста и провела переговоры с рядом иностранных компаний, которые занимаются перевозками.
«Это может быть как уже действующая авиакомпания, так и, вполне возможно, что компания будет создана с нуля», — добавил советник главы совета директоров КСК.
Пока что компания партнера не нашла. Когда «Курорты Северного Кавказа» только заявила о своем намерении, эксперты пророчили ей в партнеры, в частности, авиакомпанию «Кубань». Руководство авиаперевозчика, кстати, ранее уже поглотившего частного лоукостера Sky Express, было согласно рассматривать подобные предложения. Но, спустя несколько месяцев, «Кубань» также обанкротилась.
«Мировой опыт показывает, что для решения государственных и социальных задач, для развития стратегически важных отраслей экономики на начальных этапах региональные авиакомпании создаются под контролем государства. Первые 5-10 лет о высокой рентабельности речи нет», — сказал представитель КСК.
По его словам, объем инвестиций в 6,2 млрд рублей — это затраты, необходимые для первого этапа проекта, который планируется реализовать до 2015 года. Из этой суммы 5 млрд рублей необходимо на создание авиакомпании и формирование парка воздушных судов, 1,2 млрд рублей — на субсидирование затрат авиакомпании по региональным авиаперевозкам. Если приобретение авиапарка будет субсидировать государство, то к 2026 году деятельность авиакомпании будет безубыточной.
Также КСК планирует привлечь в проект и частные инвестиции.
«Бизнес готов участвовать в авиакомпании. Государство, вполне возможно, на дальнейших этапах будет вкладываться посредством развития аэропортовой инфраструктуры и регулирования тарифов. Пока эти механизмы обсуждаются. Казалось бы: больше предложения — выше конкуренция — ниже цены. Но в России этого не происходит. Аэропорт Сочи, к примеру, — самый дорогой в мире по обслуживанию самолетов. И даже вмешательство контролирующих органов здесь проблему не решает», — заявил Федор Щербаков.
В свою очередь, полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин поддержал создание региональной авиакомпании, но считает, что эта идея в настоящий момент сырая.
«Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы, условно, из Карачаево-Черкесии или Минеральных Вод полететь в Дагестан, не нужно было лететь через Москву, а сделать это напрямую», — сказал полпред.
К тому же, отметил он, для развития регионального авиасообщения на Северном Кавказе есть все условия, и, в частности, аэропорт Минеральные Воды.
Проект создания Северокавказского туристического кластера предполагает, что к 2025 году ежегодный поток туристов только на объекты туристического кластера составит до 4 млн человек, а общий объем региональных авиаперевозок может достичь 10 млн пассажиров ежегодно. В настоящее время развитию туристической отрасли в СКФО федеральные власти уделяют большое внимание. В частности, этот пункт считается основным в госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года«.
Тем временем, для нормального функционирования лоукостера в России есть ряд барьеров. В частности, о них говорят представители «Аэрофлота», который в ближайшем времени намерен запустить лоукостера на базе своей «дочки» «Донавиа».
«Аэрофлот» предложил руководству страны свои меры для развития компании-дискаунтера. Надо модернизировать устаревшую систему управления воздушным движением, чтобы самолеты могли улетать из аэропорта через полчаса после приземления, создать второстепенные аэропорты с выгодными тарифами, разрешить продавать невозвратные билеты, не кормить пассажиров в полете и взимать плату за провоз багажа, разрешить нанимать иностранных пилотов», - приводят »Ведомости» выдержку из письма гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева президенту РФ Владимиру Путину.
Кроме того, в письме говорится и о необходимости отменить пошлины на самолеты вместимостью больше 170 кресел. По мнению гендиректора «Аэрофлота», эти меры можно реализовать до июня 2013 года.
Сегодня в России нет как такового рынка лоукост-аиваперевозок. Перевозчики, которые могли бы заполнить эту нишу, – Sky Express и «Авианова» – к сожалению, обанкротились. Но неудачный опыт не останавливает представителей КСК — ожидается, что правительство примет решение о судьбе проекта в январе 2013 года. И, возможно, в России вновь появится бюджетная авиакомпания.
Обозреватель Евгения Артемова