Роман Ольховский,
председатель совета региональной культурно-оздоровительной общественной организации «Здоровая планета»: «Без национальной идеи я даю нашей стране не более 30 лет»
Для того, чтобы страна планомерно и динамично развивалась, ей, как и человеку, нужна цель. Цель, воплощенная в национальную идею. Сегодня ни одно развитое государство, за исключением России, не может без нее обойтись. Председатель совета Ростовской региональной культурно-оздоровительной общественной организации «Здоровая планета» Роман Ольховский вместе с единомышленниками рискнул сформулировать нашу национальную идею и рассказать, почему стоит поторопиться с ее продвижением.
– Роман, недавно вы выступали перед экспертами донской общественной палаты с инициативой создания национальной идеи России. Почему вы хотите стать ее основоположником и не боитесь ли брать на себя ответственность за столь сложный проект?
– Учитывая, что российское население относится к любым инициативам, спущенным сверху, зачастую скептически, мне с моими коллегами захотелось найти единомышленников среди обычных людей, подключить общественные организации и окологосударственные общественные институты. Нас поддержали в совете при президенте России по межнациональным отношениям, в общественной палате и Госдуме РФ. Это, конечно же, придало уверенности в необходимости нашего проекта. Я просто понимаю: не сделаем сейчас – можем потерять страну. Боюсь ли? Да. Но когда боишься, как раз таки все и получается.
– Какой вы видите национальную идею России?
– Для начала скажу, что сегодня власти предпринимают определенные попытки объединить людей по какому-либо признаку, например, в вопросах религии или здорового образа жизни. Но так можно сплотить лишь ограниченное число людей, никак не всю страну. Предложенная нами концепция, так сказать, всеобъемлющая и включает восемь важных сфер человеческой жизни: семья, здоровье, работа, образование, финансы, значимость в обществе, позитивное видение будущего, вклад в наследие.
То есть национальная идея должна охватить все вышеперечисленные пункты. Семья – как один из самых важных общественных институтов, который нужно сохранять и приумножать. Здоровье, без которого, собственно, нация быстро погибнет. Образование и работа – как гарант саморазвития и возможности обеспечить себя и своих близких. Финансы – как инструмент, а не самоцель. Значимость в обществе, когда каждый человек чувствует свою нужность и признание со стороны коллег, друзей, земляков. Далее, позитивное видение будущего, построенное на вере в великие достижения и желании жить в своей стране. И последнее – вклад в наследие, то есть стремление оставить после себя что-то хорошее, доброе, вечное.
В итоге концепция национальной идеи сформулирована так: «Жить по совести во благо Отечества», где совесть является неким общим мерилом различных религиозных, духовных, морально-нравственных и поведенческих убеждений, а Отечество объединяет в себе понятия «страна», «общество», «Родина», «государство». Во благо – то есть творить и созидать ради себя и других. Забыть на время о меркантильных интересах и подумать об окружающих.
– Поддержали ли представители общественной палаты вашу инициативу, если нет, то почему?
– Поддержали, но посоветовали доработать проект. Буду рад, если кто-то из уважаемых членов палаты выступит со встречными предложениями. Только хочется попросить, чтобы люди относились к идее с доброжелательной лояльностью и действовали по принципу «отвергаешь – предлагай».
– Во времена царской эпохи наши предки следовали лозунгу «За Бога, царя и Отечество!», при коммунистах скандировали: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». После распада СССР идеология рассыпалась в прах, и на ее месте осталась зияющая пустота, которую за 23 года никто не заполнил. Какие факторы, на ваш взгляд, затормаживают данный процесс?
– Я думаю, один из главных факторов называется человеческая посредственность, другими словами – отсутствие мыслей о завтрашнем дне. Это относится и к людям во власти, и к рядовому населению. Народ в общей своей массе думает, как выжить здесь и сейчас, те же, кто за выживание не борется, все равно озадачены каждодневными мыслями, как не потерять то, что имеется, плюс все это подогревается пропагандой потребительских ценностей. К сожалению, сегодня во власти стоит много людей посредственных, временщиков. Они живут какими-то другими понятиями: то заботятся о рейтингах и популярности, то входят в тему курируемой сферы и ждут дальнейшей ротации. Приходя на работу, стараются быстро справиться с заданиями и минута в минуту убежать домой. В то же время есть много ответственных госслужащих, желающих с душой подойти к любым позитивным предложениям, но из-за огромного вала поручений и отчетов им становится не до стратегических мыслей. Обстоятельства, конечно, бывают разные, но те, кто работают так из года в год, вырабатывают в себе «жизненное равнодушие».
– Не кажется ли, что наши правители целенаправленно не задают вектор движения, чтобы мы забыли свою историческую роль и полностью погрузились в потребительскую культуру Запада?
– Вектор движения задается, но он, на мой взгляд, больше направлен на мировую интеграцию. Знаете, существует такая шкала Грейвса, в которой описывается модель развития человеческих систем. Первый уровень называется «выживание» – мы его прошли в начале 90-х. Второй уровень «близких отношений», то есть поиск союзников и общих точек соприкосновения. Третий уровень связан с «авторитетом», когда страна самоутверждается на международной арене и укрепляет внутренний статус. У нас этот этап завершился, и мы практически перешли к более важному уровню – «отношениям». Здесь важно научиться устанавливать новые правила при общении как с зарубежными партнерами, так и с соотечественниками. Именно от этого будет зависеть следующий уровень – «успех». Сегодня, к сожалению, Россия стремится казаться лучше в глазах иностранцев, нежели в глазах собственного народа.
– Предположим, вашу национальную идею одобрили и поддержали. Как ее можно донести до общества и внушить людям «жить по совести во благо Отечества»?
– Думаю, здесь самый главный инструмент – наглядный пример. Ведь если мысли, слова и дела расходятся, движения не будет. Также важно демонстрировать результаты работы органов государственной власти: нужно либо показывать идеальное отсутствие нарушений для поднятия гордости за своих правителей, либо при их выявлении принимать жесткие меры. Взять, к примеру, скандал с «Оборонсервисом». Мы ведь понимаем, что если бы руководство в полной мере ценило свои отношения с народом, оно бы применило к виновным совсем иные санкции. Народ должен увидеть и поверить, что люди, стоящие у госаппарата, работают ради него. Только через поступки вышестоящего руководства можно это реализовать. Конечно, это относится и к населению, где каждый должен начать с себя и своего круга влияния.
– Если национальной идеи так и не появится, что может статься со страной под названием Российская Федерация?
– Без национальной идеи я даю нашей стране не более 30 лет. Взять простую математику: какой возраст у людей, которые были последними пионерами и успели застать хоть какую-то идеологию? Чуть больше тридцати. То есть, пройдет еще пару десятков лет, большинство утратит свою работоспособность и не сможет влиять на судьбы страны. А управлять государством будут дети, которым сегодня по десять-пятнадцать лет. Страшно от того, что наше государство практически дошло до точки невозврата. Что станется с ним, никто не знает. Скорее всего оно так и будет существовать под названием Российская Федерация, может нет, но по своей глубине русской души и целостного единства это будет совсем другая страна. Пока ты молод, нужно действовать! По крайней мере, чтобы в будущем честно сказать себе: «Я хотел и я пытался».
Взгляд классика:
А Россию-то подгоняют: почему это она не Европа? Да как это она не Европа? Да зачем это она не Европа?
Для Европы Россия — недоумение, и всякое действие её — недоумение, и так будет до самого конца.
Ф.М.Достоевский
В «Дневнике писателя» Достоевский заметил, что великая нация в процессе своего исторического существова- ния вырабатывает некую «высшую» идею, без которой нации как целого не может быть и которая со временем становится достоянием всего человечества. Писатель был убеждён: такая идея всегда порождается верой народа в то, что он способен сказать «последнее» слово миру, чтобы помочь ему в его нравственном обновлении избытком живой силы своей, верой в святость своих идеалов, жаждой служения человечеству. «Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь» .На протяжении всей своей жизни Достоевский страстно опровергал утверждения отечественных западников о том, что у России нет и не может быть никакой своей идеи, что она не способна иметь её, а способна лишь заимствовать и усваивать чужие идеи.В противовес этим суждениям писатель неоднократно заявлял, что именно России предназначено сказать «величайшее слово всему миру, которое тот когда-либо слышал»
В последние годы жизни писатель много размышлял над тем, что же необходимо для выработки национального самосознания, отсутствие которого служило основанием для европейцев презирать Россию («И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих»).И Достоевский дает на этот вопрос четкий и недвусмысленный ответ: «Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш инациональность нашу, так тотчас же начнёт и он нас самих уважать»