Планировалось до начала финальной части чемпионата мира по футболу-2018 связать города-участники высокоскоростным железнодорожным сообщением. Но проекту строительства отказали в финансировании бюджетом 2013-2015 гг.: высокоскоростные дороги из Москвы в Санкт-Петербург и Екатеринбург в ближайшие три года финансировать из бюджета не будут.
Основная причина отсутствия финансирования скоростных магистралей РЖД в проекте бюджета — дороговизна проектов: «cтоимость огромна, а экономический эффект сомнителен — чтобы сократить время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга, достаточно инвестировать в развитие существующей инфраструктуры Октябрьской железной дороги. Торопиться с реализацией столь дорогих проектов, когда в мировой экономике кризис, — это безумие».
Начало строительства магистралей было запланировано на следующий год. В материалах РЖД строительство магистрали в Санкт-Петербург было оценено в 1,12 трлн руб, а вторая магистраль должна была обойтись примерно вдвое дороже. В результате из Москвы до Екатеринбурга на поезде можно было бы добраться за 8 часов вместо 26. Cкорость движения должна была составить 350-400 км/ч.
По некоторым источникам, еще в начале августа Владимир Якунин, глава РЖД, написал в правительство России письмо, предложив новую схему поэтапного строительства высокоскоростных трасс.
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России, к 2030 году совокупная протяжённость линий, поезда на которых будут двигаться со скоростью более 160 км в час, должна составить более 10 тыс. км, из них протяжённость высокоскоростных линий — более 1,5 тыс. км.
Ситуация с пригородными перевозками критическая
Пригородные пассажирские компании вынуждены снижать объемы перевозок из-за отсутствия финансирования со стороны местных органов власти. Фактически, им не на что содержать электрички, нечем платить зарплату и не на что покупать запчасти. Уже с 20 августа, заявляет РЖД, в связи с критическим финансовым положением компания отменит около 30 пригородных пассажирских поездов в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Республике Карелия. И это только начало масштабного сокращения количества электропоездов.
Похоже, РЖД пошло на радикальную меру, и, вероятно, это приведет к нагнетанию общественных возмущений там, где адекватной альтернативы снятым электричкам нет, и это может вынудить местные органы власти идти на уступки и находить средства на компенсацию расходов на перевозки.
Российский монополист уже не раз предупреждал об обострении кризиса в пригородном сообщении. В 2010-2011 году эти перевозки были переданы от ОАО РЖД специально образованным пригородным пассажирским компаниям, но заметных улучшений этот шаг на данный момент, похоже, не принес. Компания не намерена субсидировать убыточные перевозки, поскольку компенсировать так называемый выпадающий доход обязаны местные власти.
По итогам первого полугодия 2012 года совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок составил около 4,6 млрд рублей, а общий долг операторов перед ОАО РЖД при этом составляет около 30 млрд руб.